Рассказывать об интересной книге так же опасно, как о захватывающем фильме, спектакле или футбольном матче. Опасно потому, что рискуешь лишить слушателя удовольствия самому пробираться сквозь дебри нетривиального сюжета, не зная, чем все кончится. Сегодня передо мной книга Владимира Лазариса "Три женщины". Ее автор известен многим как журналист радиостанции РЭКА, выходящий в эфир под псевдонимом Рафаэль Рамм.
Литературный послужной список Лазариса столь длинен, богат и разнообразен, что я не стану приводить его даже частично. Сосредоточусь лишь на его новой работе. Как можно определить жанр "Трех женщин"? Какой категории читателей она адресована? Единственное ограничение, которое я в состоянии сформулировать, таково: книгу НЕ следует приобретать и дарить людям, не способным преодолеть 600-страничную дистанцию, или тем, чей режим дня и ночи рискует серьезно пострадать от столь обильного (причем, скорее всего, безотрывного) чтения. Что касается жанров, то в этой книге их представлено как минимум три. В ней вы встретите и романтический роман, и политический детектив, и историческую хронику (как заверяет В. Лазарис, все повествование построено на документальной основе, причем некоторых персонажей он знал лично). Причем жанры не перемешаны, а переплетены столь органично, что вся книга воспринимается как единое целое и читается на одном дыхании.
Не расскрывая сюжета «Трех женщин», ограничусь лишь несколькими общими замечаниями относительно содержания книги. Приоткрывая малоизвестные широкому читателю страницы ушедшего столетия, она развенчивает мифы, казавшиеся незыблемыми со школьной скамьи.
Кпримеру, Лазарис ярко и убедительно доказывает отсутствие тождества между нацизмом и фашизмом. Прослеживая историю последнего, писатель приводит множество доказательств того, что он не только не представлял антитезы коммунизму, но и родствен ему по происхождению. У истоков итальянского фашизма стояло немало евреев – главным образом женщин – эмигранток из России. Одна из героинь книги в течение продолжительного времени являлась личным идеологом и своего рода пресс-секретарем Бенито Муссолини, не находя в этом явных противоречий со своими национальными проблемами. Она ощутила личную трагедию тогда, когда не сумела предотвратить альянс Муссолини с Гитлером. Жертвами собственной наивности и политической недальновидности стали и другие персонажи «Трех женщин», увлеченно строившие на Земле обетованной социализм и даже пытавшиеся получить вслед за Декларацией Бальфура некую Декларацию Ленина.
К недостаткам рецензируемой книги можно отнести излишнее увлечение автора бытовыми деталями и включение в нее чрезмерно длинных цитат, временами придающих ей характер научного исследования. Однако и эти места, я уверен, найдут своего благодарного читателя, которого интересует не только беллетристика, но и конкретный исторический материал.
Книгу подготовило к печати и роскошно оформило тель-авивское издательство «Ладо».
«Вести», 15.11.2001 г.