Это несомненно не повесть, а роман - и по объёму, и потому, что здесь не эпизод с интригой, а целая жизнь главного героя.Читал с увлечением и открыл для себя новые черты дарования Лазариса: способность охватить большой кусок очень непростого времени, сделать яркими не только черты отдельных персонажей, но целых групп людей. А какие удачи - литературный салон русско-еврейской интеллигенции в предвоенной Германии, заражение мира нацизмом! При смелом замысле романа-биографии неизвестного (до сих пор) героя - он великолепно состоялся.
Литературных удач множество: портреты и характеры женщин (особенно - Лины), берлинский литературный салон, лит. салон Сильмана в Тель-Авиве, немцы и англичане в Палестине; Германия перед и в начале войны, сцены в Бейруте и Багдаде; эпизод расправы турок над армянами. Прекрасны мини-диалоги – например, на приёме у врача.
Как и в прежних книгах Лазариса, наслаждался его юмором (о первом еврейском полицейском, о первом публичном доме в Тель-Авиве - эти отрывки перечитывал по несколько раз!) Очень удачны сцены встречи Азиза с братом Салимом, отношения в "треугольнике": Домет-Лина-Асадбей. Великолепен Пурим в Тель-Авиве и появление в романе первого мэра - Дизенгофа.
Считаю роман Вл. Лазариса "Белая ворона" большой удачей, мимо которой комитет по присуждению Букеровской премии пройти не мог.
27.8.2004