|
КАЛИК
|
Статья Йехуды Корена из «Йедиот» посвящена знаменитому кинорежиссеру советской поры Михаилу Калику, чьи фильмы «До свидания, мальчики» и «Человек идет за солнцем» давно стали классикой. О фильмах многие знают – гораздо меньше известно о самом Калике, которому исполнилось 76 лет. Из них уже 32 года он живет в Израиле, где сразу по приезде поставил фильм «Трое и одна», переделав на израильский лад Максима Горького. Как пишет Корен, в то время Калик был так знаменит, что его даже приглашали в Голливуд, а израильский министр финансов Пинхас Сапир выписал Калику на съемки фильма 800 тысяч лир – сумму, которая могла тогда только присниться. Но стоило Калику, уехавшему из страны сплошных запретов, снять свою метафорическую ленту с обильно обнаженной натурой, как израильских кинокритиков чуть не хватил удар. Один из них написал, что «такой фильм надо спрятать от посторонних глаз», а другой заявил, что его «вообще не надо было снимать». Калик, переживший сталинские лагеря, пережил и эти рецензии, но потерял желание снимать фильмы, занявшись рекламой и зарабатывая этим на жизнь. После скандала с фильмом «Трое и одна» Калик привлек всеобщее внимание еще раз, но совсем по другому поводу: в 1979 году он оказался в центре Иерусалима, когда рядом с ним взорвался заминированный велосипед. «В больнице – вспоминает Калик – я сказал журналистам, что теперь я уже не новый репатриант, потому что моя кровь пролилась на эту землю – что может быть лучше этого удостоверения личности». Эта фраза попала в заголовки. На минувшей неделе Михаил Калик снова получил все шансы привлечь внимание израильтян после того, как на иерусалимском кинофестивале состоялась премьера документального фильма режиссера Семена Винокура «Калик в черно-белом и в цвете». И поскольку этот фильм основан на монологах Калика, закончим его цитатой: «В лагере я прочитал в одной книге, что Господь посылает тяжелейшие испытания тем, кого любит. Но я ни разу не пожалел, что приехал в Израиль, и чувствую, что здесь – мое место».
2003 г.
|
|