Владимир Лазарис

ОБ АВТОРЕ
БИБЛИОГРАФИЯ
РЕЦЕНЗИИ
ИНТЕРВЬЮ
РАДИО
ЗАМЕТКИ
АРХИВ
ГОСТЕВАЯ КНИГА
ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА

Владимир Лазарис





ТОВАРИЩ РУТ

Непреклонная израильская коммунистка Рут Любич только в свои девяносто с лишним лет, наконец-то, признала, что у Сталина были отдельные ошибки, которые партия, конечно же, осудила, так что дело в шляпе, и можно снова бороться за светлое будущее.

Товарищ Рут (урожденная Варшавяк) более полувека жила в Тель-Авиве в родительском доме. «Типичные польско-еврейские буржуи» – говорила она о своих религиозных родителях. Семья Варшавяк всегда верила в Бога, и, когда Рут заявила отцу, что она больше в Бога не верит, а верит в сионизм, торговавший галантереей папа сказал, что она ведет себя, как настоящая шикса*. Когда же в 1929 году мятежная дочь изъявила желание уехать в Эрец-Исраэль, папа попытался воздействовать на нее логическими доводами. «Если ты хочешь быть сионисткой, – сказал пан Варшавяк, – будь себе на здоровье, но зачем тебе ехать в Палестину? Возьми к примеру Хаима Вейцмана. Уж на что он большой сионист, а в Палестину не едет».

На этом папины доводы не кончились. «Какое самое вкусное место у селедки? – спросил пан Варшавяк свою дочь. – Голова? Нет. Хвост? Тоже нет. Самое вкусное место – середина. Вот и ты должна выбрать середину, а не быть крайней».

Но Рут Любич крайней родилась и,приехав в Палестину, вступила в нелегальную тогда Компартию. Через пять лет следом за ней приехал ее мудрый папа. Он вовремя догадался, что золотая середина находится как раз в Палестине.

Товарищ Рут много десятилетий колебалась вместе с генеральной линией партии. Она с восхищением смотрела на Советский Союз, куда впервые попала в составе израильской делегации в 1949 году, а потом даже прожила там два года. Ее восторгу не было предела, и в сталинской России она была готова оправдать все, что угодно, включая непрерывную слежку и присутствие агента МГБ на ее встрече с родственниками мужа.

В 1953 году ее шурин Мордехай Орен, посланный израильским руководством в Чехословакию для организации переправки евреев в Израиль, был арестован и приговорен к пожизненному заключению по обвинению в шпионаже, но через два года, после смерти Сталина, его освободили. Однако и это не поколебало убеждений Рут Любич, не привыкшей отрыто критиковать братские компартии, даже если в тюрьму сажают ее родственника.

Обладательница самого первого в Израиле журналистского удостоверения, Рут Любич работала в коммунистической газете и разъезжала по разным странам с частотой, которой сегодня позавидовали бы многие депутаты Кнессета. Она встретилась с героиней своей юности Долорес Ибарурри, сфотографировалась с Валентиной Терешковой, а много лет спустя познакомилась с Горбачевым, который, по ее словам, «капитулировал перед капиталистическими элементами».

Каждое утро перед тем, как взяться за газету, Рут Любич красила брови и губы, наглядно доказывая, что для ее поколения возраст не имеет значения. Но самое интересное – ее ответ на вопрос, для чего она хочет жить. Чтобы увидеть мир во всем мире. Но этот мир вряд ли будет коммунистическим. Ну что ж, не все сразу.





ОБ АВТОРЕ БИБЛИОГРАФИЯ РЕЦЕНЗИИ ИНТЕРВЬЮ РАДИО АРХИВ ГОСТЕВАЯ КНИГА ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА e-mail ЗАМЕТКИ