2 января 2007 года,в возрасте 95 лет скончался первый и легендарный мэр объединенного Иерусалима Тедди Колек. Мало кто помнит, что до объединения Иерусалима в 1967 году Колек уже два года был мэром западной половины города. И уж, конечно, никто не побил его срока пребывания на посту – без малого тридцать лет.
Только двух общественно-политических деятелей в Израиле всегда называли по имени – Голду
Меир и Тедди Колека. Иерусалимский стадион так и назвали – «Тедди». Еще с одним человеком – с
Герцлем – Колека роднят три вещи: имя Теодор, место рождения под Будапештом и венская юность, и
одержимость еврейской миссией. С той разницей, что Герцль думал о возрождении еврейского народа в его государстве, а Колек – о возрождении столицы еврейского государства. С этой недели Герцля и Колека объединит еще одно: они будут лежать неподалеку друг от друга на горе Герцля в Иерусалиме.
Колек добился невозможного: он превратил Иерусалим в одну из крупнейших мировых столиц, находя для этого из года в год миллионы долларов. Колеку никто не отказывал, потому что он, по выражению мэра Нью-Йорка, был мэром всех мэров. На языке мафии это звучит как «капо ди капо», и даже крупнейшие американские гангстеры-евреи давали Колеку деньги на нужды еврейского государства накануне его создания.
Иерусалимский музей и Иерусалимский театр, колоссальное строительство жилья, рост гостиничной и туристической индустрии, реставрация старинных кварталов – всем этим и многим другим Иерусалим обязан Тедди. Они не существовали друг без друга. Может, поэтому и закат Тедди начался в ту минуту, когда в 1993 году его сменил на посту мало известный политик по имени… Эхуд Ольмерт. С той же минуты начался и закат Иерусалима, у которого был новый мэр, но больше не было отца города. Оппозиция ультраортодоксального населения, не желавшего власти чрезмерно светского, либерального и терпимого мэра, в сочетании с раскладом политических сил привели к тому, что Тедди проиграл выборы и ушел со сцены униженным и оскорбленным.
Тедди не дожил всего полгода до начала празднования сорокалетия объединения Иерусалима.
Есть небесный Иерусалим и есть земной, верхний и нижний. Всего тридцать лет назад он был западный и восточный. Но о каком бы Иерусалиме ни говорили люди, они обязательно вспомнят Тедди Колека, оставившего свою печать чуть ли не на каждом углу вечного Иерусалима.