Владимир Лазарис

ОБ АВТОРЕ
БИБЛИОГРАФИЯ
РЕЦЕНЗИИ
ИНТЕРВЬЮ
РАДИО
ЗАМЕТКИ
АРХИВ
ГОСТЕВАЯ КНИГА
ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА

Владимир Лазарис





АРИК АЙНШТЕЙН

26 ноября 2013 года умер певец Арик Айнштейн.

Кем и чем он был для Израиля? Можно начать со знаменитого «Король умер...» и продолжения нет. А можно - со слов гендиректора тель-авивской больницы «Ихилов», профессора Габи Барабаша: «Больше нам никто не споет».

Казалось бы, что значит «никто», когда в Израиле хватает певцов – в том числе очень талантливых, известных, любимых. Но в том-то и дело, что Айнштейн, которого называли не иначе как Арик, был самым-самым. В Израиле был король и его подданные, к которым относились как коллеги по эстраде, так и весь Израиль, знавший наизусть песни Арика, и воспринимавший его не только подлинным символом израильской культуры, но и символом Израиля в целом – того растворившегося в тумане старого-доброго-прекрасного Эрец-Исраэль, о котором Арик пел почти полвека подряд, включая ту песню с горькими словами «Они сказали, что когда-то здесь была дивная мечта. Но, когда я пришел посмотреть, уже ничего не осталось. Неужто может быть, что все кончилось?» Или другую «Мой маленький писака», где Арик в ритме рока так разделался с замучившими его борзописцами, что Ассоциация журналистов устроила ему чуть ли не обструкцию.
http://www.youtube.com/watch?v=kU2bMx5RRYs

На его песнях выросло целое поколение, у которого менялись вкусы, но менялся и сам Арик, переходивший от народной песни к поп-музыке и настоящему израильскому року, где король установил очень высокую планку. За долгие годы он записал около тысячи песен, давно ставших культурным достоянием страны.

Одна из них («В субботу утром») уже больше двадцати лет остается заставкой моей субботней радиопередачи «Газетный киоск». Разве что слушатели привыкли только к первым тактам, а ее так хорошо послушать целиком и посмотреть на живого Арика в действии. http://www.youtube.com/watch?v=nbKkM67qJRs

Родившийся в Тель-Авиве в 1939 году, Арик Айнштейн начал со спорта и уже в 17 лет стал чемпионом Израиля по прыжкам в высоту. Потом играл в баскетбол, но под влиянием отца-актера скоро понял, что делом его жизни будет не спорт, а эстрада. И он запел. С тех пор, с конца 50-х, его баритон сопровождал израильтян в горе и в радости, став, как точно заметил президент Шимон Перес, «звуковой дорожкой Государства Израиль». К этому Перес добавил, что «Арик был лишен высокомерия и позы, и всегда отличался необычайной скромностью». Чего стоит его ответ на вопрос, как он отнесется к его награждению Госпремией: «Это не для меня». Но зачем ему Госпремия и даже не существующее у нас звание народного артиста Израиля, если он в самом деле таким и был – народным. Подлинно народным. Настолько народным, что его любили сефарды и ашкеназы, светские и религиозные люди, правые и левые, старые и молодые, сабры и новые репатрианты.

После тяжелой автокатастрофы в 1981 году Арик прекратил выступать с концертами, но продолжил записывать новые песни и альбомы. Он начал писать слова к своим песням, и быстро встал вровень со многими профессиональными поэтами-песенниками. И, конечно в Израиле нет человека, который не видел бы классических кинокомедий и скетчей с его участием, когда Арик вместе с (вернувшимся в лоно иудаизма) Ури Зохаром положили начало тому, что сегодня называют «израильской комедией»: «Шаблуль», «Мецицим», «Кабели» – все это давно стало классикой. Выступая на эстраде, Арик не просто сместил акценты в исполнении песен, но в корне изменил их характер: вместо привычных для израильской эстрады манерности, картонности и слащавости он обращался к публике просто, естественно, тепло и необычайно искренне.

Арик не только пел «на разрыв аорты», но и умер от аневризмы аорты.

Со вчерашнего вечера все израильские радиостанции чаще всего повторяют песню Арика «Мы с тобой изменим мир». Весь мир он, конечно, не изменил. Но если ограничиться Израилем, Арику Айнштейну это определенно удалось.

Спасибо, Арик! Прощай, Арик!





ОБ АВТОРЕ БИБЛИОГРАФИЯ РЕЦЕНЗИИ ИНТЕРВЬЮ РАДИО АРХИВ ГОСТЕВАЯ КНИГА ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА e-mail ЗАМЕТКИ