Библия называет Землю Обетованную «текущей молоком и медом». Это
метафорическое название для земли, где царят плодородие, изобилие и
процветание, предназначенные для народа Израиля.
Первым усомнился в таком определении Земли Обетованной профессор
хайфского университета Эйтан Левин, занимающийся исследованиями Библии.
Он опубликовал работу, которая так и называется «Земля, текущая молоком
и медом». Свои рассуждения профессор начинает не с теологии и не с
семантики, а с топографии. Он напоминает, что библейская Эрец-Исраэль
занимала, по большей части, пустынные земли, где были оазисы,а в них –
пастбища и поселения кочевников. В каком-то смысле слова это была
обжитая пустыня. Опираясь на топографический и топологический факторы,
профессор Левин предлагает отвлечься от «молока и меда» и вернуться к
«земле, текущей молоком и медом». Он усматривает смысл этого
определения в загадке богатыря Самсона (Книга Судей. 14:14), когда он
разорвал пасть льва и нашел там мед: «Из сильного вышло сладкое».
Исходя их этой загадки, и ведет свое доказательство профессор Левин: в
библейские времена, пишет он, и молоко, и мед были продуктами дикой
природы. Козы и коровы находили корм, но искали его там, где невозможно
было заниматься сельским хозяйством. И там же, среди скал и зарослей
репейника, можно было найти дикий мед. По мнению Левина, в библейском
лексиконе «молоко и мед» соединены вместе не только из-за
гастрономических соображений, но прежде всего потому, что это –
продукты идентичных экономико-топографических условий, крайне трудных
для выживания.
Условия жизни и важные топографические подробности Земли Обетованной
содержатся, в частности, во второй главе Книги Второзакония, где
сказано, что уходящие из Египта евреи должны овладеть землею, в которую
они переходят, «Ибо земля, в которую ты идешь, чтобы овладеть ею, не
такова, как земля Египетская, из которой вышли вы, где ты, посеяв семя
твое, поливал ее при помощи ног твоих, как масличный сад». И далее
сказано, что народ должен безоговорочно подчиняться Господней воле, а
иначе «воспламенится гнев Господа на вас (...) и не будет дождя,и земля
не принесет произведений своих, и вы скоро погибнете (...) (там же,
ст.17). Как видим, «молоко с медом» потекут по этой земле только в том
случае, если Бог будет доволен своим народом. Так что все зависит от
самого еврейского народа. Это условие сохраняется и в наши дни.
Профессор Левин цитирует и Книгу пророка Исайи, где о младенце
Иммануэле говорится, что он «будет питаться молоком и медом, доколе не
будет разуметь отвергать худое и избирать доброе» (7:15).
Тут уже явно речь идет не о благословении или благополучии, а о
нищете и бедствии. Точно так же, как и в новейшем времени узника сажали
на хлеб и воду, ветхозаветный пророк ограничил Иммануэля только молоком
и медом.
В Библии есть одно-единственное место, где «земля, текущая молоком и
медом» толкуется, как богатая и плодородная. Вот только земля эта – не
Обетованная, а Египетская. В Книге Чисел говорится о бунтовщиках,
отказавшихся идти за Моисеем. «И послал Моисей привести Дафана и
Авирона (...) Но они сказали: не пойдем! Разве мало того, что ты вывел
нас из земли, в которой течет молоко и мед, чтобы погубить нас в
пустыне...»
Затем профессор Левин переходит к сугубо политическим выводам. Он
считает классическую трактовку «молока и меда» ошибочной идеализацией и
вредным заблуждением, породившими немало надежд. Он полагает, что
именно эти надежды, эти мечты о возрождении еврейского государства на
«земле, текущей молоком и медом», и породили сионистское движение
мечтателей и фантазеров. Осушая болота и сажая леса, умирая от малярии
и от арабских пуль и ножей, первые поселенцы определенно не нашли в
Эрец-Исраэль ни изобилия, ни благополучия, но им хватило сил, чтобы
выжить.
(1985)